Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

С.И. Радциг
История древнегреческой литературы

Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.

Оглавление

Вместо предисловия........................... 5
От автора ................................ 7

Введение

1. Предмет и значение литературы Древней Греции ............ 8
2. Методологические вопросы....................... 10
3. Античное рабовладельческое общество Греции и периоды литературной истории.................................. 14
4. Греческие племена и наречия...................... 18
5. Язык древнегреческой литературы ................... 20
6. Древнегреческая письменность и дальнейшая судьба памятников литературы ... 22
7. Источники истории древнегреческой литературы............. 25

Глава I. Истоки древнегреческой литературы

1. Народно-поэтическое творчество и мифология.............. 27
2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы............... 30
3. Народная песня, ее происхождение и формы .............. 32
4. Сказания и песни о героях. Аэды и рапсоды. Гомериды......... 35
5. Греческое общество начала первого тысячелетия до н. э.......... 40

Глава II. Поэмы Гомера

1. Сказание о Троянской войне....................... 47
2. Содержание «Илиады»......................... 48
3. Содержание «Одиссеи».......................... 52
4. Общий характер поэм ......................... 56
5. Главные образы поэм ......................... 61
6. Особенности эпического стиля ...................... 67
7. Язык и стих поэм ........................... 74
8. Народность и национальное значение поэм Гомера............ 76

Глава III. Гомеровский вопрос

1. Вопрос об авторе поэм в древности................... 79
2. История гомеровского вопроса в Новое время ............. 80
3. Современное состояние гомеровского вопроса .............. 86
4. Время создания поэм.......................... 89
5. Вопрос о личности Гомера ....................... 93

Глава IV. Упадок героического эпоса. Дидактический эпос

1. Киклические поэмы .......................... 94
2. Возникновение рабовладельческих государств-городов и упадок героического эпоса............................. 97
3. Так называемые «гомеровские гимны» ................. 98
4. Пародии на героический эпос...................... 99
5. Дидактический эпос и его социальные основы. Гесиод и его время .... 101
6. Гесиод и его поэмы. Поэзия труда и первые научные запросы...... 105

Глава V. Простейшие формы лирической поэзии

1. Революции VII—VI вв. до н. э. и социальные корни индивидуальной лирики ... 109
2. Греческая лирика и ее формы ..................... 111
3. Элегия и ямб, их представители.................... 112
4. Простейшие формы мелической поэзии. Алкей, Сапфо, Анакреонт. Анакреонтическая поэзия ............................ 124
5. Сколии. Гномы и эпиграммы...................... 132

Глава VI. Торжественная лирика

1. Хоровая лирика и связь ее с общественной жизнью........... 134
2. Развитие хоровой лирики в VII—VI вв. до н. э............. 135
3. Высший расцвет хоровой лирики. Пиндар................ 140
4. Бакхилид. Упадок жанра эпиникия................... 146

Глава VII. Начало науки и прозаической литературы

1. Экономический расцвет ионийских городов и начало прозы ....... 150
2. Первые греческие философы...................... 152
3. Диалектическая философия Гераклита и зачатки художественной прозы .... 154
4. Философы-поэты ........................... 156
5. Первые географы и историки-логографы ................ 158

Глава VIII. Происхождение драмы и театра

1. Основные свойства драматического жанра................ 160
2. Происхождение греческой драмы и ее виды .............. 161
3. Первые трагические поэты и общий характер греческой трагедии..... 165
4. Организация драматических представлений ............... 169
5. Устройство греческого театра. Театральные приспособления. Актеры и публика .... 170

Глава IX. Эсхил

1. Эсхил — «отец трагедии» и его время.................. 177
2. Биография Эсхила........................... 180
3. Произведения Эсхила ......................... 181
4. Социально-политические и патриотические воззрения Эсхила....... 188
5. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила.............. 191
6. Вопрос о судьбе и личности у Эсхила. Трагическая ирония ....... 194
7. Хор и актеры у Эсхила. Структура трагедии .............. 195
8. Образы трагедий Эсхила........................ 197
9. Язык Эсхила............................. 201
10. Оценка Эсхила в древности и его мировое значение .......... 202

Глава X. Время Софокла и Эврипида

1. Расцвет афинского государства и демократии при Перикле........ 204
2. Строительство и художественная жизнь................. 206
3. Общественные и художественные идеалы эпохи Перикла ....... 207
4. Социальные изменения в период Пелопоннесской войны......... 208
5. Основные течения научной и общественной мысли ........... 210
6. Политическая литература........................ 216
7. Начало ораторского искусства ..................... 217

Глава XI. Софокл

1. Биография Софокла .......................... 222
2. Произведения Софокла......................... 223
3. Социально-политические воззрения Софокла............... 227
4. Религиозно-нравственные воззрения Софокла .............. 230
5. Вопрос о судьбе и личности у Софокла................. 231
6. Общий характер творчества Софокла .................. 235
7. Образы трагедий Софокла ..................... 237
8. Язык Софокла............................. 242
9. Национальное и мировое значение Софокла ................ 244

Глава XII. Эврипид

1. Биография Эврипида.......................... 246
2. Произведения Эврипида ........................ 247
3. «Философ на сцене». Социально-политические воззрения Эврипида ... 254
4. Религиозно-нравственные воззрения Эврипида.............. 258
5. Общий характер творчества Эврипида ............... 261
6. Образы трагедий Эврипида....................... 266
7. Речи действующих лиц и язык трагедий Эврипида ........... 271
8. Национальное и мировое значение Эврипида .............. 272
9. Второстепенные трагические поэты. Трагедия «Рес»........... 273

Глава XIII. Древнейшая греческая комедия и Аристофан

1. Первичные формы комических представлений.............. 275
2. Комедия в Пелопоннесе и в Сицилии. Эпихарм. Мелкие комические жанры: мимы и флиаки ............................ 277
3. Возникновение «древней» аттической комедии. Ее характер и социальная основа................................. 279
4. Аристофан — «отец комедии» и его произведения ............ 282
5. Социально-политические и религиозные воззрения Аристофана..... 287
6. Литературные взгляды Аристофана ................ 293
7. Драматургия Аристофана........................ 297
8. Действующие лица в комедиях Аристофана............... 300
9. Язык комедий Аристофана....................... 305
10. Значение Аристофана в мировой литературе .............. 307

Глава XIV. Греческая историческая проза

1. Основные жанры прозаической литературы............... 309
2. Геродот и его «Музы». Научное и художественное значение его истории ... 310
3. Фукидид и его исторический труд. Документальность. Рационализм. Художественная сила............................. 313
4. Ксенофонт и его сочинения. Лаконофильство и монархические идеалы. Художественное значение его трудов .................... 317
5. Продолжатели дела первых историков ................. 321

Глава XV. Кризис IV в. до н. э. и переход к эллинизму

1. Борьба за гегемонию и кризис рабовладельческого строя в IV в.до н. э. . . 322
2. Упадок гражданских чувств и реакционные течения в искусстве . . . 324
3. Новые формы лирики. Поэзия Тимофея, Антимаха и др......... 325

Глава XVI. Расцвет ораторского искусства

1. Лисий. Мастерство рассказа и обрисовки характеров. Исей........ 328
2. Исократ и его школа. Ораторская публицистика............. 331
3. Жизнь и деятельность Демосфена..................... 334
4. Речи Демосфена и его мастерство.................... 337
5. Друзья и противники Демосфена. Эсхин ................ 341
6. Высшее развитие ораторского искусства................. 342

Глава XVII. Греческая философия IV в. до н. э.

1. Материалистическая философия Демокрита и Эпикура ......... 344
2. Идеалистическая философия Платона и ее художественное значение .... 347
3. Эстетическое учение Платона...................... 351
4. Общий характер деятельности Аристотеля................ 353
5. Учение Аристотеля об искусстве и поэзии................ 355

Глава XVIII. «Новая» аттическая комедия

1. Происхождение «новой» аттической комедии и ее главные представители ... 362
2. Менандр и его творчество ....................... 365
3. Менандр в римской и новой европейской литературе .......... 372

Глава XIX. Литература эллинизма

1. Общая характеристика эпохи эллинизма................. 373
2. Эллинистическая образованность. Ученая литература. Литература для «избранных» и литература низов ...................... 380
3. Каллимах и его сочинения. Поэзия малых форм. Эвфорион и др..... 390
4. Аполлоний Родосский и судьба героического эпоса............ 396
5. Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх......... 399
6. Эротическая поэзия: Филет, Гермесианакт и др. Эпиграммы: Леонид Тарентский, Асклепиад и др.......................... 406
7. Реализм и натурализм. Сотад, Ринфон и др. Геронд........... 407
8. Театр и драма эллинистической эпохи ................. 409

Глава XX. Греческая литература в эпоху римского владычества

1. Римское завоевание и влияние его.на культурную жизнь Греции..... 411
2. Ранний период империи. Эпиграммы. Риторы, философы и историки... 416
3. Аттицизм и вторая софистика .................... 421
4. Плутарх............................... 428
5. Лукиан ................................ 431
6. Энциклопедические сочинения. Грамматики и лексикографы....... 438
7. Начало христианской литературы. «Священное писание»......... 441

Глава XXI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература

1. Восточная римская империя в конце античного мира .......... 446
2. Последние греческие поэты: Квинт Смирнский, Нонн, Мусей и др. Анакреонтическая поэзия. Эпиграммы. Антологии ............. 448
3. Позднегреческий роман......................... 451
4. Последние языческие философы: неоплатоники и неопифагорейцы, киники, стоики и эпикурейцы. Положение их в обществе. Орфики. Пророчества Сибиллы ................................. 457
5. Ранняя христианская литература: христианские апологеты и ученые .... 459
6. Борьба язычества с христианством. Последние языческие ораторы и ученые. «Отцы церкви» ............................ 461
7. Греческая литература на рубеже с византийской............. 466

Заключение ............................... 470
Библиография.............................. 472

Скачать

247

2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭВРИПИДА

Недостаточно оцененный современниками, Эврипид сделался любимым поэтом у последующих поколений. Этим и объясняется тот факт, что по сравнению с предшественниками из его литературного наследства сохранилось значительно больше произведений. Из около 90 написанных им произведений до нас дошло 18 (о 19-й трагедии «Рес», которая ошибочно включена в сборник его сочинений, мы будем говорить особо); среди них одно — сатировская драма «Киклоп». Из этих восемнадцати произведений немногие могут быть точно датированы. Время их постановки можно приблизительно определить следующим образом: «Алкестида» — 438 г., «Медея» — 431 г., «Гераклиды» — около 430 г., «Ипполит» — 428 г., «Киклоп», «Гекуба», «Геракл», «Просительницы» — между 424—418 г., «Троянки» — 415 г., «Электра» — около 413 г., «Ион», «Ифигения в Тавриде», «Елена» — около 412 г., «Андромаха» и «Финикиянки» — около

248
411 г., «Орест» — 408 г., «Вакханки» и «Ифигения в Авлиде» — 405 г. Сюжеты этих драм взяты из разных мифологических циклов, а девять — из троянского цикла.
Рассмотрим содержание их по мере возможности в хронологическом порядке.
Самой ранней из сохранившихся пьес является «Алкестида». Фессалийскому царю Адмету в награду за его благочестие Аполлоном дана возможность отсрочить смерть, если при ее приходе он найдет себе замену. Но когда Смерть пришла, никто из людей, к которым обращался Адмет, даже его престарелые родители, не согласились умереть вместо него. Решилась на это только его молодая супруга Алкестида. Во время приготовлений к ее похоронам пришел Геракл. Адмет из чувства гостеприимства не стал говорить ему о своем горе, и Геракл начал весело пировать. Но вдруг он случайно узнал от одного из рабов о случившемся. Он немедленно поспешил к могиле, подстерег там бога смерти и, вступив с ним в единоборство, отбил у него покойницу и вернул ее мужу. Эта драма с рядом комических сцен и с комической фигурой обжоры Геракла заменяла сатировскую драму.
В «Медее» поэт воспользовался сюжетом из мифа о походе Аргонавтов. Ясон в Колхиде добыл золотое руно с помощью дочери колхидского царя Ээта, волшебницы Медеи. Она спасла его от многих опасностей. Наконец, чтобы доставить ему престол в его родном городе Иолке, она погубила местного царя Пелия, дядю Ясона, руками его дочерей (это было сюжетом первой трагедии Эврипида «Пелиады»). Но после этого злодеяния Ясону с Медеей пришлось бежать из Иолка, и они поселились в Коринфе. Ясон изменил Медее и решил жениться на дочери коринфского царя Креонта Главке. Верные слуги, зная характер Медеи, предчувствуют недоброе. Сам царь приходит объявить ей, что она должна немедленно покинуть город. Видя, что при таких условиях она не сумеет за себя отомстить, Медея притворяется покорной и выпрашивает отсрочку на один день. В беседе с пришедшим афинским царем Эгеем, который горюет, что не имеет детей, она убеждается, какое значение для мужа имеют дети. Обеспечив себе пристанище в Афинах, она добивается у Ясона разрешения послать свадебный подарок новобрачной, В следующей сцене Вестник сообщает об ужасной гибели царевны и царя от коварного подарка Медеи. Но месть ее еще не осуществлена до конца: она хочет чувствительнее поразить самого Ясона — отнять у него детей, убить их. Но ведь это — и ее любимые дети; руки у нее опускаются. Однако, собрав всю силу духа, она совершает задуманное. Ясон прибегает, чтобы спасти детей от ярости царской родни, возмущенной гибелью царя; но поздно; Медея не дает ему даже трупов для погребения. Она улетает с ними на чудесной колеснице, присланной ее дедом, богом солнца.
Из сказаний, связанных с Тезеем, взят сюжет «Ипполита». Ипполит — сын Тезея и амазонки Ипполиты или Антиопы (в трагедии имя ее не называется). Но амазонка рано умерла, и Ипполит воспитывался у деда своего Питфея в Трезене (в Арголиде). Это — чистый юноша, охотник, почитающий богиню Артемиду и чуждающийся плотской любви, которую олицетворяет Афродита. Этим он навлек на
249
себя гнев Афродиты, и та наслала на вторую супругу Тезея Федру преступную страсть к пасынку. Будучи не в силах подавить своей страсти, Федра решилась умереть. Нянька ее, узнав об ее страсти, хотела по-своему уладить дело и рассказала все Ипполиту, но этим возбудила его негодование. Ипполит разразился гневными проклятиями на весь женский пол. Потрясенная случившимся, Федра покончила с собой. Возвратившийся после долгого отсутствия Тезей на трупе Федры нашел записку, в которой она объясняла свою смерть бесчестьем, будто бы нанесенным ей Ипполитом. Разгневанный отец изгнал сына и призвал на него проклятие бога Посейдона. Последствия не замедлили сказаться: Ипполит был разбит взбесившимися конями, и его, чуть живого, приводят к отцу. Тезей торжествует, но в это время Артемида (deus ex machina) объявляет ему о невиновности сына, погибшего вследствие гнева Афродиты. Тезею остается оплакивать свое неразумие.
Сатировская драма «Киклоп», единственный вполне сохранившийся образец этого жанра, основана на сюжете IX песни «Одиссеи» об ослеплении киклопа Полифема. Комический характер всему действию придает хор сатиров с их отцом, пьяницей Силеном. Людоедская натура киклопа выступает в его рассуждениях в духе некоторых софистических теорий крайнего индивидуализма и эгоизма. Сатиры тяготятся зависимостью от Полифема, но боятся помогать Одиссею; когда же он расправился с киклопом, они похваляются своей храбростью.
В «Гекубе» взят эпизод, непосредственно следовавший за взятием Трои. Греческое войско делает остановку на фракийском берегу Геллеспонта. Царица Гекуба — теперь пленница Агамемнона. У нее отнимают ее дочь Поликсену, чтобы принести в жертву тени Ахилла. Вместе с тем Гекуба узнает о предательском убийстве ее младшего сына Полидора фракийским царем Полиместором, у которого он был укрыт от военной опасности. С согласия Агамемнона Гекуба завлекла Полиместора в палатку и с помощью других рабынь ослепила его. Ослепленный Полиместор предсказывает ее дальнейшую судьбу.
В «Гераклидах» изображается судьба детей Геракла. После смерти отца, преследуемые повсюду тираном Эврисфеем, они в сопровождении матери Геракла Алкмены и его друга Иолая, обращаются за помощью к афинскому царю Демофонту, и тот берет их под свое покровительство. Для спасения семьи одна из дочерей Геракла, Макария, добровольно отдает себя в жертву богам, чем обеспечивает успех сражения. Эврисфей взят в плен, и Алкмена уводит его, чтобы убить.
Трагедия «Геракл», получившая у греческих актеров название «Безумный Геракл», развивает версию о том, как Геракл, вернувшись после совершения подвигов, застает свою семью — жену Мегару с двумя детьми и старого отца Амфитриона — в бедственном положении, так как в городе захватил власть тиран Лик, который хочет уничтожить все племя Геракла. Геракл освобождает родных и убивает тирана. Но после кратковременной радости семьи богиня Гера насылает на Геракла безумие, и он, воображая, что убивает своего преследователя Эврисфея, разоряет все в доме и избивает всю семью, кроме
250
отца. Придя в себя и поняв, что он сделал, Геракл готов лишить себя жизни, и только Тезей своим участием ободряет его.
«Просительницы» продолжают историю похода семи вождей против Фив. Креонт распорядился не выдавать родственникам для погребения трупов павших под стенами Фив героев. Против такого нарушения общегреческого права протестуют женщины — вдовы и матери убитых. Они обращаются с мольбой о помощи к Тезею в Афины. Тот берет их под защиту и после победы над врагами устраивает торжественное погребение убитых. Эвадна, супруга Капанея, одного из «семерых», в отчаянии бросается в погребальный костер. Трагедия заканчивается появлением богини Афины (deus ex machina), которая велит установить культ павших героев, требует, чтобы жители Аргоса дали клятву никогда не поднимать оружия против Афин (намек на политические отношения между Афинами и Аргосом) и предсказывает победоносный поход против Фив так называемых «эпигонов», сыновей убитых героев.
«Троянки» названы по хору троянских женщин. Трагедия представляет ряд сцен, происходящих в греческом лагере на утро после взятия Трои. Знатных пленниц распределяют между греческими вождями. Перед нами появляются Гекуба, безумная Кассандра, Андромаха, у которой отнимают сына Астианакта, чтобы сбросить с башни, и, наконец, сама виновница войны Елена. Менелай хочет ее убить, но останавливается, обезоруженный ее красотой.
В «Электре» Эврипид переработал сюжет об убийстве Клитемнестры. Мать, чтобы избавиться от постоянных напоминаний о мщении, выдала Электру замуж за простого крестьянина. Орест приходит к деревенскому дому Электры, и тут его узнает старый раб. Обсудив сложившуюся обстановку, Орест убивает Эгисфа за городом во время жертвоприношения. Клитемнестру Электра заманивает к себе в дом под предлогом, будто у нее родился ребенок, и там ее убивает Орест. Электра и Орест вследствие нравственного потрясения оказываются психически больными. Чудесно появляющиеся Диоскуры (di ex machina) дают им указания о дальнейших действиях.
Трагедия «Ион» воспроизводит местное аттическое сказание, согласно которому Ион был сыном Аполлона и афинской царевны Креусы. Обольщенная богом Креуса подкинула родившегося младенца. Мальчик, перенесенный в Дельфы, там найденный и воспитанный жрецами при храме, сделался храмовым служкой — «неокором». Между тем на Креусе женился Ксуф, который за военные подвиги был избран в Афинах царем. Не имея в течение долгого времени детей, Ксуф прибыл в Дельфы просить об этом бога. Одновременно пришла и Креуса, желая тайком от мужа узнать о судьбе своего сына. Оракул отвечал Ксуфу, что первый, кого он встретит, выходя из храма, — его сын. Встретив Иона, он приветствовал его как сына. Креуса, услышав это, пришла в негодование при мысли, что должна принять в семью чужого человека, тогда как ее собственный сын пропал. Она решила погубить Иона и подослала верного раба с отравленной чашей. Но коварство раскрылось, и Ион хотел убить виновную. Однако в этот момент пифия вынесла корзину и пеленки, в которых был
251
найден Ион. Креуса узнала в них вещи собственного ребенка. Так обнаружилось происхождение Иона. В ответ на сомнение его, мог ли бог допустить такой поступок, Афина (deus ex machina) подтвердила этот факт и предсказала, что Ион будет родоначальником всего ионийского племени.
В основе трагедии «Ифигения в Тавриде» лежит рассказ о судьбе героини после жертвоприношения в Авлиде. Артемида унесла ее в облаке и сделала своей жрицей в Тавриде (Крым). Там она должна совершать подготовленный обряд для принесения в жертву богине всех чужестранцев, какие бывают захвачены в Тавриде. Между тем Орест, который даже после оправдания Ареопагом не находил спасения от Эриний, отправился по указанию Аполлона вместе с Пила-дом в Тавриду, чтобы привезти оттуда явленный идол богини и заслужить себе избавление. Но они захвачены и приведены к Ифигении для обречения на жертву. После замечательной сцены узнавания она под предлогом очистительного обряда увела пленников на берег, где у них была спрятана лодка. Когда за беглецами была снаряжена погоня, богиня Афина (deus ex machina) остановила преследование и объявила волю богов и дальнейшую судьбу героев.
В «Елене» Эврипид развил тот мотив мифа о Елене, который был намечен в «Палинодии» Стесихора (см. гл. VI): Парис похитил не настоящую Елену, а только ее признак, подлинная же Елена была унесена богами в Египет. После взятия Трои буря занесла корабли Менелая в Египет. На берегу призрак Елены пропал, а Менелай, разыскивая его, встретил настоящую свою жену, которая укрывалась от домогательств местного царя Феоклимена у могилы прежнего царя Протея. После встречи с мужем она обманывает царя, передав ему якобы полученное известие о гибели Менелая и обещая выйти за него замуж. С его разрешения Елена уезжает на лодке будто для совершения поминальных обрядов вместе с переодетым Менелаем. Феоклимен, узнав об обмане, хочет преследовать беглецов, но появившиеся Диоскуры (di ex machina) останавливают его, объявляя, что все случилось по воле богов.
Сюжетом «Андромахи» является судьба вдовы Гектора, которая отдана в рабство Неоптолему, сыну Ахилла. Вследствие ее кроткого нрава Неоптолем предпочитает ее своей законной супруге Гермионе, дочери Менелая. Андромаха родила ему сына Молосса. Гермиона, пользуясь отсутствием мужа, вымещает свою злобу на пленнице и грозит убить ее вместе с сыном. Менелай поддерживает свою дочь вопреки справедливости. На помощь Андромахе приходит старый Пелей и изобличает Менелая. Гермиона, сознавая гнусность своего поступка и боясь мести мужа, готова лишить себя жизни. Ее спасает Орест, который прежде был ее женихом. Он отвозит ее в Спарту. Вслед за тем является Вестник из Дельф и сообщает, что Неоптолем, пришедший в Спарту для умилостивления гнева Аполлона, убит местными жителями вследствие подстрекательства Ореста. В заключение богиня Фетида (deus ex machina) предрекает судьбы Андромахи, Молосса и Пелея. В этой трагедии бросается в глаза противоспартанская тенденция.
252
Трагедия «Финикиянки» написана на сюжет из фиванского мифа. Название она получила по хору финикийских женщин, посланных в Дельфы и по дороге задержавшихся в Фивах. Трагедия представляет момент осады города Фив войсками Полиника. Антигона с кровли дома видит подступающих врагов. Мать Иокаста еще жива и, чтобы примирить сыновей, вызывает Полиника в город для переговоров. Однако Этеокл не соглашается ни на какие уступки, и война начинается. Сын Креонта Менекей приносит себя в жертву за родину и обеспечивает этим победу. Тщетно Иокаста вместе с Антигоной спешат предупредить единоборство братьев: они убивают друг друга. Тогда Иокаста над их трупами поражает себя мечом. Креонт изгоняет слепого Эдипа, запрещает хоронить Полиника, а сына своего Гемона хочет женить на Антигоне.
В «Оресте» представлено безумие матереубийцы после совершенного преступления. Жители Аргоса хотят судить убийц и побить их камнями. У Ореста и Электры остается надежда лишь на заступничество только что прибывшего Менелая. Однако тот уклоняется от оказания им помощи. В Народном собрании обоих присуждают к смерти. Тогда они вместе с Пиладом захватывают Елену и дочь ее Гермиону как заложниц, грозя убить их, и хотят поджечь дворец. Конфликт разрешается появлением Аполлона (deus ex machina), который изрекает волю богов об их спасении.
В основу трагедии «Вакханки» положен фиванский миф об утверждении в Фивах культа Диониса. Дионис был сыном Зевса и фиванской царевны Семелы. Но она погибла от молний Зевса, не выдержав его божеского вида. Зевс выхватил из пламени недоношенного младенца Диониса и, доносив его в бедре, отослал на воспитание к нисейским нимфам. Возмужав, Дионис (Вакх) возвращается в родную страну. Но молодой фиванский царь Пенфей, двоюродный брат Диониса, сын Агавы, сестры Семелы, не принимает нового культа; он видит в вакхическом служении лишь грубый обман, разврат и строго преследует служителей этого культа. Только престарелый дед его Кадм и прорицатель Тиресий благоговейно принимают религию нового бога. Тогда Дионис насылает вакхическое безумие на всех фиванских женщин, и они убегают с Агавой во главе в горы, чтобы в оленьих шкурах, с фирсами (вакхическими жезлами) в руках, под звуки тимпанов (бубнов) справлять вакханалии. Пенфей велит их схватить. Но стражи, которым это поручено, рассказывают о необыкновенных чудесах, происходящих с вакханками. Наконец, Дионис, схваченный под видом проповедника новой религии, внушает Пенфею безумное желание самому увидеть вакханалии; тот соглашается даже нарядиться в женское платье, чтобы пройти к вакханкам. Но те замечают Пенфея и во главе с Агавой и двумя ее сестрами хватают его. Вообразив перед собой могучего льва, они разрывают его на части. Агава, насадив голову Пенфея на фирс, идет во главе толпы ко дворцу и прославляет в песне свою замечательную охоту. Кадм, собрав разорванные части тела внука, приносит их ко дворцу. Тут наступает отрезвление. Агава видит, что собственными руками растерзала любимого сына. Конец плохо сохранился, но ясно, что Агава осуждалась на изгнание, а Кадму предрекалось превращение в чудесного змея и т. д.
253
Последняя трагедия «Ифигения в Авлиде» построена на сюжете, заимствованном из киклической поэмы «Киприи». Готовясь в поход против Трои, войска греков собрались в гавани Авлиде. В это время Агамемнон прогневал богиню Артемиду, и та остановила попутные ветры. Прорицатель Калхант объяснил, что для умилостивления богини Агамемнон должен принести ей в жертву свою дочь Ифигению. По совету Одиссея Агамемнон послал письмо к Клитемнестре, прося прислать в лагерь Ифигению, так как будто бы Ахилл отказывается от участия в походе, если за него не выдадут Ифигению. Отослав такое письмо, Агамемнон впал в раздумье и хотел отменить свой приказ. Однако посланное им второе письмо было перехвачено Менелаем. Ифигения приехала в сопровождении матери. Когда раскрылся обман Агамемнона, Ахилл, возмущенный тем, что Агамемнон так злоупотребил его именем, обещал Клитемнестре спасти Ифигению хотя бы силой оружия. Агамемнон был вынужден признаться в своем обмане, но объяснял его тем, что будто бы этой жертвы требуют интересы отечества. Когда Ахилл решил исполнить свое обещание, Ифигения заявила, что не хочет быть причиной междоусобия и охотно отдаст свою жизнь на благо всей Греции. Она добровольно идет к алтарю. В заключение Вестник объявляет о совершившемся чуде: девушка исчезла, а на алтаре вместо нее оказалась лань, которая и была заклана.
Кроме этих 18 произведений, полностью сохранившихся, большое количество отрывков из других произведений Эврипида приводятся в виде цитат позднейшими писателями. Интерес к творчеству Эврипида в эпоху эллинизма оставил значительный след в египетских папирусах. Некоторые из них дают представление о пьесах в целом. Таковы в особенности отрывки из «Антиопы» и «Гипсипилы».
Антиопа была дочерью беотийского царя Никтея. Обольщенная Зевсом, она бежала от отца, во время странствий родила двух сыновей-близнецов и, оставив их в горах пастухам, прибыла в Сикион. Тиран Лик овладел этим городом и сделал ее рабыней. Спасаясь от преследований жены его — Дирки, она бежала в горы, но там была схвачена. Дирка хотела ее казнить, привязав к голове дикого быка. Но, когда два молодых пастуха, Зеф и Амфион, привели быка, выявилось, что они — сыновья Антиопы. Тогда они вместо Антиопы привязали к голове быка Дирку. Позднее, по приказанию Гермеса, труп Дирки бросили в источник, который получил затем ее имя, а царскую власть в стране передали Амфиону.
Гипсипила была царицей амазонок на острове Лемносе. На ней женился Ясон, когда, отправившись в Колхиду за золотым руном, остановился на Лемносе. Она имела от него двух сыновей-близнецов. Со временем, когда обстоятельства изменились, она была продана в рабство и, как рабыня, нянчила Офельта, сына немейского царя Ликурга. Однажды поблизости проходили семеро вождей во главе с Полиником, отправлявшиеся в поход против Фив. Она оставила ребенка, чтобы указать героям источник воды, а в ее отсутствие младенец был умерщвлен змеем. За это Гипсипилу осудили на смерть, но благодаря заступничеству Амфиарая она получила прощение. Среди собравшихся воинов она случайно нашла своих сыновей.

Подготовлено по изданию:

Радциг С. И.
Р 15 История древнегреческой литературы: Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.
© Издательство «Высшая школа», 1977.
© Издательство «Высшая школа», 1982.



Rambler's Top100